Родителям третьеклассников

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, т.е. развивает познавательную рефлексию.

Возможно существенное снижение творческих способностей, стремление фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него синонимично тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться. Если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому незачем стараться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить её эффективность.

Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит её наглядное отображение.

Продолжает активно развиваться воля ребенка Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Развиваются произвольное внимание и память. Но концентрация может снижаться к концу дня. Недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе.

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишняя опека сильно угнетает.

Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

СИТУАЦИЯ: Ребенок приходит домой и жалуется на своих одноклассников, например, кто-то не хочет с ним дружить, или обзывался, толкался и т.д.

Ошибочная реакция родителей: часто родители, расспросив ребенка о подробностях события, почему это происходит и в чем это выражается, наполняются сами гневом и обидой. Они представляют себя на месте своего ребенка и начинают испытывать чувства, которые были бы у них в этой ситуации, заражаются негативом. Т.е. проживают ситуацию вместо ребенка (а не вместе с ребенком). И конечно, советы, которые они могут дать ребенку тоже детские (ты с ним тоже не дружи, ударь в ответ, «забери свои игрушки и не писай в мой горшок» и т.д.). Взрослый скатывается в позицию ребенка и начинает отыгрывать свои прошлые детские нерешенные задачи. Это не помогает его ребенку установить дружеские отношения с одноклассниками и научиться самостоятельно и позитивно решать встающие перед ним вопросы, преодолевать трудности. Еще хуже, если родители детей начинают разборки между собой.

Лучше спросить ребенка, какие чувства он испытывает в данной ситуации. А они могут быть различными. Например, зависть, что у его одноклассника есть то, чего нет у него, и поэтому возникает ссора. Это может быть и огорчение, и злость, и раздражение («он всегда первый лезет, а потом плачет»). Любое негативное чувство «прячет» за собой какую-то нереализованную потребность.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Постарайтесь понять, какая потребность не удовлетворяется в данном случае у вашего ребенка, и постарайтесь найти пути её удовлетворения. Если это потребность в успехе, чтобы быть в чем-то лучше всех, чтобы его выделили и похвалили при всем классе, подумайте, что можно сделать для обеспечения успеха (обычно в классе проводится много дел, где можно себя показать). Тогда может и дружить с ним захотят больше сверстников.

Если это потребность в любви и понимании, то удовлетворить её можете прежде всего именно Вы. Тогда у ребенка станет больше уверенности в себе, и он будет адекватнее реагировать на события в отношениях со сверстниками.

Если это потребность в общении с ребятами, то подскажите эффективные способы общения, понимания других, сочувствия, оказания помощи и поддержки друзьям.

Если ребенку кажется, что он хуже всех потому что у него нет определенных вещей, что он не был за границей и т.д., объясните, что все это достижения не его одноклассника, а его родителей, переключите его внимание на какие-то положительные моменты, которые стоит ценить в вашей семье. Внушите гордость за свою семью. Поговорите о жизненных ценностях.

В любом случае, если вам удастся поговорить с ребенком так, чтобы он словами назвал свои чувства, это уже ослабит его эмоциональную напряженность и даст возможность думать о следующих шагах.


Рекомендуемый список  литературы для чтения на лето

Будущим третьеклассникам: 

1.     Александров Т. « Домовенок Кузька»

2.     Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик”, «Оле-Лукойе», «Огниво»

3.     Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»

4.     Гаршин “Лягушка – путешественница”

5.     Гауф В. «Карлик Нос», “Маленький Мук”

6.     Драгунский В. рассказы

7.     «Дуров В. « Мои звери». Рассказы

8.     Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки

9.     Зощенко М. «Учёная обезьянка»

10.                        Катаев В. «Цветик-семицветик»

11.                        Мамин – Сибиряк Д. “Серая Шейка”

12.                        Носов Н. «Незнайка на Луне», «Ступеньки»

13.                        Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки

14.                        Р. Киплинг “Рикки – Тикки – Тави”

15.                        Русские народные сказки

16.                        Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

17.                        Чарушин Е. «Никитка и его друзья»

18.                        Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”, «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»

19.                        Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”

20.                        Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”

21.                        Басни Крылова

 

Математика

1.     Отработка счёта в пределах 1000

2.     Повторять таблицу умножения.

3.     Отрабатывать внетабличное умножение, деление

 

 

Русский язык 

1.    Списывание 5-7 предложений, каждый день

2.    Письмо под диктовку 5-7 предложений.

3.    Повторить словарные слова

 Советы для родителей… 

Что должен знать ребёнок в конце 2 класса. 

МАТЕМАТИКА

  • знать последовательность чисел от 0 до 1000
  • уметь называть последующее и предыдущее число (например, «Назови предыдущее число числа 25». «Какое число пропущено между числами 37 и 39». «Назови последующее число для числа 12»)
  • иметь понятие о числах

Наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Наименьшее трехзначное число 100, наибольшее число -999. 

Числа состоят из разрядов: единицы, десятки, сотни

 Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).

Сумма: Слагаемое + слагаемое = значение суммы.

Разность: Уменьшаемое – вычитаемое  = значение разности.

  • знать переместительный закон сложения

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяетсянапример, 5+3=8 и 3+5=8

  • знать таблицу умножения! Таблица умножения: тренажёр
  • знать названия компонентов умножения и деления
  • Произведение: Множитель x множитель = значение произведения.

    Частное: Делимое : делитель = значение частного.

  • знать переместительный , сочетательный, распределительный законы умножения
  • Переместительное свойство умножения.:

От перестановки мест множителей произведение не изменяетсянапример, 5х2= 10 и 2х5 = 10 

Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел.

 Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные,

 Внетабличное умножение и деление. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком.

  • уметь решать простые уравнения (например, 5 – х = 2, х – 8 = 1, х + 5 = 10, 24 : х = 6, 5 х Х = 35, Х : 6 = 8)
  • уметь сравнивать и записывать числа, знать, что такое знаки « < », « > », « = »
  • понимать, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линия, отрезок, геометрическая фигура
  • знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. Например, 1 дм 5 см = 15 см., 18 см = 1 дм 8см, 20 см = 2 дм.

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1км =100м


  • знать понятия «периметр» и «площадь«:

Периметр — это сумма всех сторон

Площадь — это величина, которая показывает сколько места занимает фигура.

  • уметь находить периметр. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его периметр. «P = 5 + 5 + 3 + 3 = 16 cм ИЛИ P = ( 5 + 3) x 2 = 16 см»

Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны ИЛИ сложить длину и ширину и всё это умножить на 2.  

P = (a + b) x 2где a — это длина, а b — это ширина. 

  • уметь находить площадь прямоугольника. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь. (S = 5 х 3 = 15 кв. см)

Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.

S = a x b, где a — это длина, а b — это ширина. 

  • уметь решать простые задачи на нахождение суммы (например, «На одной клумбе росло 2 цветка, а на другой 3. Сколько всего цветов росло на клумбе?»);
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (например, «В букете было 17 красных и белых роз. Красных роз было 5. Сколько белых роз в букете?»);
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (например, «У Саши было 22 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?»);
  • уметь решать задачи на нахождение остатка (например, «На стоянке стояло 14 машины. 5 машина уехали. Сколько машин осталось?»);
  • уметь решать задачи на разностное сравнение (например, «На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?»);

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. 

  • уметь различать и решать задачи подобного типа: «В одной коробке 10 цветных карандашей, в другой на 6 больше. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» (10 + 6 = 16) И «В одной коробке 10 цветных карандашей, это на 6 больше, чем во второй коробке. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» ( 10 — 6 = 4)
  • уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач (например, «В магазине Маша заплатила за альбом 20 рублей, за карандаши на 15 рублей больше. Сколько рублей потратила Маша  за покупку?»).
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (например, «Кате 5 лет, а ее мама в 6 раз старше. Сколько лет маме Кати?»);
  • уметь решать задачи на кратное сравнение (например, «На экскурсию поехали 9 детей и 18 взрослых. Во сколько раз детей было меньше, чем взрослых?»)

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. 

Геометрические фигуры и величины (20 ч). Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые.

Ломаная, длина ломаной. Периметр многоугольника.

Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые.

Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур.

Единицы длины: миллиметр, километр.

Периметр прямоугольника и квадрата.

Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Объём геометрической фигуры. Единицы объёма (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объём прямоугольного параллелепипеда, объём куба.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.

Величины и зависимости между ними . Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин.

Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами умножения и деления.

Формула площади прямоугольника S = a ∙ b.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V = ( b)  c.

Алгебраические представления. Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без них). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида а ∙ b = с,  b ∙ а = с,  с : а = b, с : b = a.

Обобщённая запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул:

а ∙ 1 = 1 ∙ а = а,   а ∙ 0 = 0 ∙ а = 0,   а : 1  = а 0 : а =  и др.

Обобщённая запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул:

а + b = + а  переместительное свойство сложения;

(а + b) + с а + (b + с) — сочетательное свойство сложения;

а ∙ b =  а  переместительное свойство умножения;

(а ∙ b) ∙ с а ∙ (b ∙ с) — сочетательное свойство умножения;

(а + b) ∙ с а ∙ с + b ∙ с — распределительное свойство умножения (умножение суммы на число);

(а + b) – с = (а – с) + b = а + (b – с) — вычитание числа из суммы;

а – (b + с) = = а – b – с — вычитание суммы из числа;

(а + b) : с а : с + b : с — деление суммы на число и др.

Уравнения вида  а ∙ х = b,  а : х = b,  x : a = bрешаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.


Работа с информацией и анализ данных . Операция. Объект и результат операции.

Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.

Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвлённые и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.

Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

  • знать все буквы и звуки алфавита, их названия и основные отличия

Звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем

  • знать какие бывают гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы бывают ударные и безударные

е,ё,ю,я — это только БУКВЫ, которые обозначают ДВА звука:

е- [й][э], ё-[й] [о], ю- [й][у], я[й] [а], НО после согласного звука ОДИН звук, например, [й`ама], но [мта]

  • знать какие бывают согласные звуки и буквы

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [мост] [м`ир]

Всегда твёрдые звуки: [ж],  [ш] , [ц]

Всегда мягкие звуки: [й], [ч] , [щ`]

Согласные звуки бывают звонкие и глухие

  • уметь соотносить количество звуков и букв в словах (например, в слове ЛОСЬ — 4 буквы и 3 звука, в слове ЯМА — 3 буквы и 4 звука)
  • уметь делить слова на слоги, определять количество слогов (например, в слове МОРЕ 2 слога мо-ре, в слове ОСЕНЬ два слога о-сень, в слове ДОМ -один слог дом)
  • уметь определять ударение в слове (например, карандАш, шкОла). Кстати, Ё всегда ударная! (весЁлый, свЁкла, Ёжик)
  • знать правила переноса слов

Чтобы перенести слово, делим слово на слоги. НЕЛЬЗЯ оставлять на строчке или переносить одну букву! Слова с ь и с й делятся по правилу: зай-ка, прось-ба, чай-ка, ма-лень-кий.

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком

На письме мягкость согласных звуков обозначает МЯГКИМ ЗНАКОМ, например солЬ или гласными буквами, например, лЮстра.

  • уметь находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы
  • уметь писать большую букву в именах собственных: именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных
  • уметь писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
  • уметь писать слова с сочетаниями чк, чн, сн, нч, зн (например, руЧКа, реЧКа, пеСНя, птеНЧик, жиЗНь)
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (например, глаз, так как глаза, ряд — ряды, гриб — грибы, дождь- нет дождя, мягкий — мягок)
  • уметь писать слова с безударными гласными в простых словах (например, мячи -мЯч, река-рЕки, окно —Окна)
  • уметь писать слова с непроизносимыми согласными (например, звёздный — звезДа, капустный — капуста)
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
  • писать раздельно предлоги со словами (например, у дома, за другом, возле магазина)
  • знать части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог.

Имя существительное — это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. (например, кукла, радость, весна, стол, кошка)

Имя прилагательное  — это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие. (например, у красивая, белая, пушистая, весёлый)

Глагол  — это часть речи, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие.  (например, бежать, прыгать, учить, нарисовать)

Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова. (например, у дома, за подругой)

  • уметь подбирать однокоренные слова (например, лист — листва, листик, листопад, лиственница)

Однокоренные слова — это слова, у которых общий корень и общий смысл.

  • знать и разбирать слово по составу: окончание и основа: корень, приставка, суффикс(например, подсказка, где а — окончание, подсказк — основа. сказ — корень, под — приставка, к — суффикс.

Корень — это общая часть всех родственных слов.

Окончание — это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например, подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой.

Основа — это всё, кроме окончания.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс — это часть слова. которая стоит после корня. 


 

Словарные слова


Аллея, аппетит, аптека, багаж, бассейн, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, винегрет, вместе, вокруг, восток, впереди, вчера,  горох, горячий, готов, директор, жёлтый, животное, запад, здесь, инженер, интересный, календарь, капуста, картофель, кастрюля, килограмм, коллектив, комиссия, комбайн, комбайнёр, компьютер, костёр, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, медленно, металл, метель, метро, молоток, морковь, назад, налево, направо, народ,  овёс,  огородогурец, Одесса,  орех, осина,  пассажир, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, сахар, сверстник, север, сегодня,  сирень, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, урожай, футбол, хоккей, хороший, четверг,  шоссе, шофёр, экскурсия, январь.

Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику

 с пользой провести лето

 

Математика+русский

Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер.  (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год.   Узорова О.В., Нефедова Е.А.

 Русский язык

  1. Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  5. Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

 Математика

  1. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.  
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры.  Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий